Путешествия по Западной Канаде

Вистлер - Ванкувер - Британская Колумбия

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Рассказы о поездках Отчет из предолимпийского Вистлера - январь 2010

Отчет из предолимпийского Вистлера - январь 2010

Путевые заметки московского горнолыжника.

Ну что – съездил я в Вистлер. Осмотрел олимпийские объекты, даже проехал по Олимпийским трассам :) Решил поделиться впечатлениями...

head-winter-fairy-tail.jpg head-village-day.jpg head-viewing-area-near-the-creek.jpg

Вистлер очень часто оказывается на первом месте в списке лучших горнолыжных курортов Северной Америки, и побывав там я в общем понимаю почему. Прежде всего это огромный (по крайней мере по американским стандартам) размер курорта. Вистлер как известно состоит из двух гор, Whistler и Blackcomb. До прошлого года они были двумя почти независимыми горами на который действовал общий lift ticket. В деревне была одна посадочная площадка с которой расходились две гондолы, одна на Вистлер, вторая на Блэккомб. В прошлом году верхние части обоих гор соединили гондолой (названной соответственно Peak 2 Peak) которая перевозит пассажиров над рекой разделяющей две горы. Теперь чтобы перебраться с одной горы на другую не надо спускаться вниз в деревню. Поездка на этой гондоле интересна хотя бы тем так как максимальная высота гондолы над землей в середине пути достигает 436 метров. Вид из окна напоминает картину из иллюминатора самолета при посадке. Если бы они вместо гондолы повесили кресла, с посетителей можно было брать деньги за острые ощущения. Но в гондоле вопреки моим ожиданиям высота оказалась как-то незаметна. Крошечные зеленые треугольники на фотографии сделанной из гондолы - это деревья, белая горизонтальная полоса – река, белая вертикальная полоса – заснеженная просека по которой тянули тросы.
view-from-P2P-good-SMALL.jpg

Вистлер очень гордится этой гондолой и утверждает что при ее строительстве было побито несколько рекордов. Действительно впечатляющее сооружение.
Каждая из этих гор по отдельности была бы достойным местом для катания, а их комбинация делает Вистлер-Блэккомб самым большим курортом в Америке по площади и одним из самых больших по перепаду высоты (1609 метров / 5280 футов).
Другой фактор, помимо самой горы, который делает Вистлер популярным местом для отдыха, это наличие большой деревни с массой отелей, ресторанов, и магазинов прямо у подножия горы. Такая деревня, которая была бы стандартом в Европе, довольно большая редкость в Северной Америке, где более часто встречаются колоссальные парковки перед горой и никакой другой инфраструктуры в непосредственной близости. Даже название “ski area” вместо “ski resort” отражает отсутствие чего-либо не имеющего непосредственного отношения к катанию. Я не буду спорить о том что лучше – ski area больше ориентирована на людей приезжающих из ближайшего города на день или два и не заботящихся об близколежащих отелях и ресторанах но предпочитающих иметь возможность запарковаться прямо перед подъемником, в то время как ski resort – это место куда едут туристы в отпуск на несколько дней или недель и которое местные стараются избегать из-за неудобства парковки и дороговизны. Естественно, курорт предполагает больше удобств и развлечений по вечерам, но и за большие деньги. Так вот, поскольку чистых курортов в прямом смысле слова в северной америке мало, деревня европейского стиля выделяет Вистлер “из толпы” и помогает ему попасть на вершины некоторых рейтингов.
Климат в Вистлере довольно интересный - из-за близости к океану, расположения довольно далеко на севере континента (хотя все относительно - географическая широта Вистлера 50 градусов соответствует широте Франкфурта и Праги; это севернее Москвы но существенно южнее Петербурга и чуть южнее Иркутска), большого перепада высоты (1609 метров) в сочетании с относительно небольшой высотой деревни (675 метров / 2214 футов), в Вистлере вполне возможно встретить дождь у основания, снег на середине горы, и солнце наверху. Еще более вероятно что верх или низ горы будет закрыт тучами в которых посетители ездят как те ежики в тумане.
sun-and-fog-VERY-SMALL.jpg
Поскольку в таком облаке ничего не видно, то чтобы было видно куда ехать через туман, вдоль пологих трасс – там где они не очевидны – ставят вот такие указатели:
Run-Markers-SMALL.jpg
Cоответственно им и едешь – слева красные маркеры, справа синие
Marked-with-markers-SMALL.jpg
Говорят что солнечные дни без тумана и облаков – нечастые подарки природы в Вистлере. Такие дни в середины зимы имеет отрицательную сторону что на вершине может быть очень холодно. Если посетители Вистлера часто на что-то жалуются, то это погода.
Система подъемников в Вистлере весьма эффективна. Подъемников не так уж много для горы такого размера – 38, из них 4 гондолы, 13 скоростных кресельных подъемников, 6 медленных подъемников, и 17 всяческих бугелей. Если вычесть из общего количество бугели (которые в Америке в общем считаются позорным для лыжного курорта и очень редко встречающимся средством подъема посетителей), то остается всего 21. Относительно скромное количество подъемников компенсируется их длиной, но длина в свою очередь имеет свои недостатки – во первых, на длинном подъемнике мерзнешь, во вторых подавляющее большинство трасс вниз оказываются сочетанием рельефа разной сложности. Несколько подъемников внизу оснащены колпаками для защиты от элементов, что только подкрепляет известный факт что паршивая погода и дождь у основания горы в Вистлере не редкость.
Рельеф местности в Вистлере довольно волнистый, то-есть для горы довольно типично что относительно недлинные крутые участки чередуются с пологими. В результате получается что какую трассу не выберешь, неизбежно большую часть пути вниз к подъемнику придется ехать в основном по синим и зеленым трассам, иногда даже плоским, изредка даже вверх в гору - такие приходится брать накатом с разгона и толкаться палками. В результате в конце каждого спуска создается впечатление, что Вистлер в большинстве своем относительно плоский и простой (что согласуется с их же статистикой что 75% трасс подпадают под трассы для начинающих и прогрессирующих), но это впечатление тут же снова разбивается о виды крутяков под подъемником по которым какие-то психи прыгают с уступов скал и фигачат по 30-45 градусному уклону через густой лес. Недостаток такого переменчивого рельефа в том что на любой синей или зеленой трассе неизбежно оказываются люди с любым уровнем катания, от скребущихся в плуге начинающих до экспертов, которым очень хочется побыстрее проехать этот скучный участок, и соответственно все они едут с разной скоростью и должны как-то разъезжаться. Это имхо довольно нетипично для других горах где подъемники короче и часто есть подъемники обслуживающие трассы для начинающих и есть подъемники обслуживающие трассы посложнее, так что люди на них редко перемешиваются. Самые сложные участки в основном сосредоточены возле вершины Вистлера и Блэккомба, но и там немало длинных пологих выкатов.
С количеством снега в Вистлере обычно проблем нет. В среднем в год выпадает 402 дюйма, или немного более 10 метров снега. Это конечно не означает что в Вистлере когда-либо бывает слой снега толщиной в 10 метров так как снег тает и испаряется под солнцем, но для того чтобы создать солидную базу в пару метров этого достаточно. 402 дюйма – это примерно в полтора раза меньше того что получают Калифорния и Юта, немного больше чем Колорадо, и существенно больше чем удаленная от океана континентальная Канада (впрочем, в континентальной Канаде зимой такой собачий холод что там снег не тает и не испаряется – так что что выпало, то и лежит). Что касается качества снега, оно сильно зависит от высоты конкретной трассы. Когда мы там были, на вершине (особенно возле схода с Peak Express) был лед по которому я на своих широких лыжах чувствовал себя как заяц на коньках, снизу у деревни было тоже очень жестко и скользко, зато в середине был очень приятный недавно выпавший свежий снег, а в Symphony Bowl и Harmony Bowl было вообще классно сверху донизу.
Продолжая тему рельефа, нижняя часть горы состоит из трасс прорубленных в лесу, верхная часть – открытый рельеф без растительности, так что трассы на карте обозначены в основном для общей ориентировки.
Вистлер утверждает что они готовят больше трасс чем любой другой курорт в Америке. Я как-то с этим не согласен. Может быть если считать общую протяженность подготовленных трасс то так и выйдет, но если разделить эту протяженность на размер курорта, то подготовленные трассы составляют относительно небольшую часть обозначенных трасс. Тем не менее, как любители кататься по подготовленным трассам, так и любители целины или бугров найдут массу мест где отвести душу. Качество подготовки склонов очень неплохое. Карт подготовки склонов (grooming maps) я не видел (хотя и не спрашивал), вместо этого используют электронные табло что имхо довольно неудобно так как запомнить названия трасс невозможно.
Пейзажи в Вистлере очень разнообразные и очень красивые, от альпийского леса до скалистых гор. Нижняя часть горы покрыта густым лесом, верхняя часть совсем не имеет растительности – одни скалы, причем и они выглядят по разному на Вистлере и Блэккомбе. Так что перейдя с одной части горы в другую как будто попадаешь в другой мир.
winter-fairy-tale-B-VERY-SMALL.jpg

 


winter-fairy-tale-2-VERY-SMALL.jpg
Система подъемников эффективная, хотя странно было видеть несколько бугелей наряду со скоростными кресельными подъемниками. Ресторанов на горе масса, в стратегических местах у подъемников, и выбор еды имхо лучше среднего. Цены тоже немного выше среднего, но не настолько выше как в деревне снизу.
Уровень сервиса на горе отличный. Выражается это в основном в мелочах. К примеру, утром на Blackcomb"е у карт стояли люди помогающие новоприбывшим выбрать подходящую трассу и найти дорогу к этой трассе. На столбах подъемников висят указатели с названиями трасс над которыми проходит подъемник.
sign-SMALL.jpg
Лифтеры не только помогают детям сесть на кресло (что вполне обычное дело) но и помогают им сойти с кресла на разгрузочной станции (такого я нигде не видел). Детям сданным на обучение инструкторам к ноге привязывают GPS-приемник-передатчик который позволяет определить в любой момент где находится ребенок и найти его если он вдруг уедет от инструктора и группы и потеряется.
GPS-transmitter---SMALL.jpg
Обозначение трасс по сложности немного странное - я видел зеленые трассы круче синих и синие круче черных. Я видел две трассы расходящиеся под совершенно одинаковым уклоном, но одна из них синяя а вторая без всякой очевидной причины черная. Причем это даже не обязательно коррелирует с подготовкой трассы – мы видели синие трассы все в буграх, и черные трассы которые были подготовлены. Такое впечатление что Вистлер чуть ли не использует индивидуальную градацию сложности на каждом подъемнике, то есть зеленая трасса - это самая легкая трасса вниз с данного подъемника почти независимо от ее крутизны, синяя - это вторая по сложности, и так далее.
Деревня очень симпатичная, чисто пешеходная, с массой ресторанов, спортивных магазинов, и магазинов сувениров. Очень милое место чтобы прогуляться вечером после закрытия подъемников (которые кстати в январе закрываются уже в 3 часа так как темнеет рано).
at-night-SMALL.jpg


Village-Day-SMALL.jpg
Но с другой стороны, помимо еды и прогулок делать в этой деревне по большому счету нечего. Примерно половина деревни – это рестораны, 35% - спортивные магазины, оставшиеся заведения – сувенирные магазины плюс пара продуктовых магазинов. Также есть кинотеатр. Никаких объектов культуры или заведений для активного вечернего отдыха в Вистлере я не видел. То есть тот кто не катается на лыжах быстро осмотрит каждый магазин сувениров и впадет в тоску.
Общее впечатление - Вистлер это хорошо сбалансированное место для зимнего отдыха, с отличной горой и одной из лучших в Америке деревней. Конечно, как всякий курорт, Вистлер – это не дешевое место. Если говорить о Северной Америке как континенте, по моим наблюдениям паритет цен между Канадой и США наступает при курсе обмена примерно около USD/CAD = 1.3. В Вистлере паритет наступил наверное бы при курсе как минимум в районе 2. Просто к примеру, завтрак в Хилтоне в котором мы жили стоил $28 на человека (так что нам пришлось ходить завтракать в деревню), парковка в отеле $25 в сутки, фильм в номере $14, еда в Mongolian Grill около 40 долларов за килограмм (да, в Вистлеровском Mongolian Grill они продают еду на вес вместо фиксированной цены за все что влезет в миску), наклейки с эмблемой Вистлера - около $4, и так далее. Точно так же и катание – как подъемника ($93 + налог) так и сезонные абонементы (от $899 до 1099 до налога) показывают нацеленность на туристов и отсутствие реальной конкуренции. Мне лично эти цены показались неразумно высокими, и я думаю что многие жители Ванкувера выбирают горы поближе и поменьше только из-за заоблачной цены. За стоимость одной короткой поездки в Вистлер я могу дома кататься почти что целый сезон... Но один раз съездить в Вистлер определенно стоит, и я очень рад что я там побывал. В Вистлере есть особая праздничная атмосфера сочетающая дух характерный для европейских горнолыжных курортов (означающий что день не кончается после закрытия подъеника так как существует apre-ski) с североамериканским сервисом и (для любителей экстремального спорта) свободой катания где угодно. Плюс, некоторый колорит от поездки за границу.
Дорога от Ванкувера к Вистлеру – около 90 км по Hwy 99. Это узкая извилистая дорога идущая по берегу залива и мимо скал. Очень красивая днем, тошниловка ночью. В узких частях это одна полоса в каждую сторону с изредка добавляемой дополнительной полосой для обгона, в районе Сквомиша – это в основном две полосы в каждую сторону. Говорят что в последний год немало было сделано чтобы улучшить эту дорогу, но я об этом судить не могу так как до перестройки я ее не видел. Могу только сказать что даже после перестройки она осталось узкой и извилистой. Узость дороги несколько компенсируется тем что она ведет в малозаселенные районы Канады, так что основное движение идет только в Вистлер и из Вистлера.
Теперь немного на тему олимпиады
Впервые в истории зимних олимпиад, Вистлер собирается устроить площадки вдоль олимпийских трасс с которых посетители Вистлера приехавшие покататься в это день заодно могут бесплатно посмотреть соревнования (естественно, заплатив за подъемник). Единственная смотровая площадка на которую будут пускать только согласно купленным билетам – это трибуна возле финиша, которую уже почти построили – вот свежесделанная фотография:

viewing-area-near-the-Creek-SMALL.jpg

Олимпийских трасс всего две, и обе кончаются в районе Creekside, на Lower Dave Murray Downhill. Я не удержался от того чтобы прокатиться по олимпийским трассам (или той части трасс которая была открыта) и их сфотографировать.

Вот это Upper Dave Murray Downhill, где будет проходить мужские соревнования по скоростному спуску:


upper-Dave-Murray-SMALL2.jpg

Начало трассы относительно пологое и используется для тренировок и соревнований по слалому, но дальше становится круче. Следующая фотография воле пересечения с Expressway. Я там соскребся по буграм, а спортсмены естественно будут чесать по прямой.

Dave-Murray-bottom-VERY-SMALL.jpg

А вот это участок Wild Card у первого пересечения с Franz’s. На нем будет проходить женский скоросной спуск. Обратите внимание на сетки по сторонам трассы. Я не уверен в их назначении, но предполагаю что это средство для отлова улетевших с трассы спортсменов.

Wild-Card-SMALL.jpg

Вистлер изо всех сил пытается усидеть на двух стульях – и провести олимпиаду (что почетно), и убедить людей приезжать на гору во время олимпиады чтобы отдохнуть и покататься (что прибыльно). Осуществить последнее окажется несколько сложно. Прежде всего, все общественные парковки в Вистлере будут закрыты с 1 февраля до 1 марта, а некоторые даже до 26 марта. Поэтому на автомобиле в Вистлер можно приехать только при наличии места для парковки в отеле. Это правило будет введено в силу путем установки кордона в Сквомише который с 6 утра до 6 вечера будет пропускать только автомобили имеющие специальный пропуск. Люди имеющие броню в отелях получат эти пропуска по почте. Ночью можно будет прорваться и без пропуска, но запарковаться все равно будет негде. Комнаты в отелях в Вистлере по прежнему имеются благодаря тому что отели установили рекордные цены на комнаты – или сбалансировали спрос с предложением, если хотите это так назвать. К примеру, Хилтон в котором мы останавливались в обычное время имеет среднюю цену в 400 USD за ночь, зато во время олимпиады цена подрастает до минимум 600 USD плюс 5 ночей минимум. Те же кто приехали на Олимпиаду в Ванкувере (или живут в Ванкувере) смогут попасть в Вистлер только на общественном транспорте – автобусе – что я думаю геморой еще тот (с лыжами ботинками и одеждой), несмотря на то что BC transit планирует увеличить количество автобусов курсирующих в Вистлер в несколько раз.

Что же касается катания для тех кто все же доедет до Вистлера, то хозяин курорта – Intrawest – обещает что 90% горы будет открыто, и единственные подъемники которые не будут работать для публики – это Creekside Gondola, Franz’s, T-bars (Whistler), и Catskinner. Так что в принципе – если удасться добраться до горы - кататься можно сколько угодно, а заодно и соревнования посмотреть.

Что же касается духа олимпиады в Вистлере – я честно говоря был удивлен как мало упоминаний олимпийских соревнований в деревне и на горе. В деревне есть олимпийский магазин торгующий всякими шарфиками и кружками с олимпийской символикой, и это пожалуй все что мне попалось на глаза. На горе я один раз видел количество дней до олимпиады на табличке

35-days-very-small.jpg

И еще один плакат в ресторане

Olympic-sign-SMALL.jpg

Плюс несколько трасс на горе имеют названия связанные с олимпийской тематикой, но я не уверен недавно ли их переименовали или их так назвали с самого начала, так сказать в предвкушении далекого будущего.

Инструктор, с которым мы разговорились на подъемнике был больше обеспокоен тем что Вистлер собирается сократить 80% инструкторов в феврале – марте из-за предполагаемого сокращения числа клиентов.

В конце нашей поездки мы решили посмотреть что такое полтора вертикальных километра, и решили съехать с самой вершины Вистлера – разгрузочной площадки Peak Express – по длинной синей трассе Peak to Creek ведущей к подножью горы.

/Peak-to-Creek-map-and-elev-profile-SMALL.jpg

Мы думали что это будет легкая прогулка очень подходящая для последней трассы дня. Оказалось что большая часть трассы – собственно вся Lower Peak to Creek – была в приличных буграх, думаю не меньше чем 3 – 4 погонных километра, и свернуть с этой трассы было уже некуда. В результате прогулка вылилась в неплохое упражнение. Нас особенно позабавило что в середине спуска стоял указатель “Место для отдыха” указывающий на скамейку, а к самой скамейке была прикреплена табличка указывающая расстояние до ближайшей пивнухи!

/3-km-to-Dustys-SMALL.jpg

Ну вот и все !

В заключение просто симпатичная фотография с вершины.

antennas-SMALL.jpg

 


 

Размещено на сайте с одобрения автора.

вверх



 

Лучший Русский Гид в Канаде

Отзывы

VANCOUVER
Officially the best city in the World